341 косгу в здравоохранении

В рассматриваемой ситуации речь идет о профилактических мероприятиях в учреждении, не уполномоченном на оказание медицинских услуг. Маски приобретаются для сотрудников в профилактических целях. Следовательно, подстатья 341 КОСГУ в таком случае не применяется. Таким образом, расходы на приобретение медицинских масок для сотрудников отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.

По подстатье 346 КОСГУ отражаются расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, которые не включены в иные подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (п. 11.4.6 Порядка № 209н).

Для отнесения расходов на приобретение медицинских масок на подстатью 341 КОСГУ необходимо, чтобы они использовались в медицинских целях. В то же время расходы по приобретению (изготовлению) лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, отражаются поподстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (п. 2 Методических рекомендаций по применению Стандарта «Запасы», направленных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075).

Порядок формирования номера счета бюджетного учета, в том числе 1 105 00 000 «Материальные запасы», а также группировка материальных запасов по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта, установлены пунктами 21, 37, 98, 99, 117 и 118 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), пунктом 2 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.

Письмо Минфина России от 7 июня 2019 г. N 02-08-10/43803 О применении КОСГУ 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»

В силу действия положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Обзор документа

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу применения КОСГУ 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» и сообщает.

В силу ст. 38 Закона № 323-ФЗ к медицинским изделиям относятся любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой. Их оборот на территории РФ осуществляется при наличии государственной регистрации. Рекомендации для применения медицинских изделий изложены в документах производителя. С учетом данной статьи медицинскими изделиями являются шприцы, иглы, катетеры, стерильные перчатки, жгуты, гинекологические стекла и др.

В комментируемом Письме от 08.05.2019 № 02-08-10/34105 Минфин обратил внимание, что при детализации операций, связанных с приобретением материальных запасов, следует руководствоваться ОК 034-2014 (КПЕС 2008)[3]. Аналогичные разъяснения финансовое ведомство привело и в более раннем Письме от 02.11.2018 № 02-05-10/79114.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета (письма Минфина РФ от 12.02.2016 № 02-07-10/8036, от 10.09.2014 № 02-07-05/45503). Иными словами, если учредитель примет соответствующее решение, во всех подведомственных ему медицинских учреждениях однотипные МПЗ (например, шприцы) будут учитываться одинаково (предположим, на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»). Поскольку все перечисленные выше объекты нефинансовых активов используются менее 12 месяцев, в целях ведения бухгалтерского учета данные медицинские изделия относятся к материальным запасам. Это, в частности, следует из п. 7 ФСБУ «Основные средства»[4]. Медицинские изделия, срок использования которых составляет свыше 12 месяцев, необходимо учитывать в составе основных средств. Как правило, это медицинская аппаратура и хирургический инструментарий, выполненный из специального металла.

Еще почитать --->  Какая государственная поддержка положены в 2021 году на 4 ребенка если они получали ранее за 2 и 3 ребенка

Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Специалист не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

КОСГУ в закупочной деятельности

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

До появления официальных писем Минфина России бухгалтерские записи по отражению движения лекарств, приобретаемых в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, целесообразно закрепить в Учетной политике учреждения.

Соответствующие бухгалтерские записи и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2), приведены в таблице 2 (для наглядности в таблице не приведены бухгалтерские записи по перечислению поставщику и зачету аванса).

Порядок учета расходов на приобретение лекарств для соцподдержки

Как видно из приведенных бухгалтерских записей, расчеты с поставщиками отражаются не на счете 302 34 «Расчеты по приобретению материальных запасов», а на счете 302 14 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме». Расходы по выдаче молока отражаются не по подстатье КОСГУ 272 «Расходование материальных запасов», а по подстатье КОСГУ 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».

Минфин России решил помочь бухгалтерам бюджетных организаций и привёл расшифровку КОСГУ в 2019 году для бюджетных учреждений. Это не только примеры, но и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Общий подход

Минфин обращает внимание, на 2 особенности – что перечни операций в рамках приведенных ниже статей (подстатей) КОСГУ, как и в Порядке применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина от 29.11.2017 № 209н):

Примеры

В то же время в описании подстатьи 341 КОСГУ в Порядке № 209н*(6) указано только на применение в медицинских целях. Кроме того, Минфин России в письмах от 24.01.2020 № 02-08-10/4318, от 02.04.2020 № 02-06-03/26307 прямо указывает на использование подстатьи 341 КОСГУ при приобретении ветеринарных препаратов и перевязочных средств для оказания ветеринарных услуг в медицинских целях.

Принадлежность этих материальных ценностей к строительным работам можно проследить и согласно п. 118 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н: санитарно-технические и электротехнические материалы поименованы как один из видов строительных материалов. Данная логика выбора кода КОСГУ применяется и для приобретения таких материальных запасов при проведении работ хозяйственным способом.

Выбор КОСГУ для масок, перчаток, антисептиков в целях профилактики COVID-19

Обратите внимание: среди перечисленного есть имущество, которое удовлетворяет критериям отнесения к основным средствам*(3). Например, бесконтактные измерители температуры, диспенсеры для антисептических средств, облучатели (облучатели-рециркуляторы) бактерицидные. Срок их полезного использования составляет более 12 месяцев. Соответственно, расходы на их приобретение относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

В свою очередь, для учета материальных запасов предназначен счет 105 00 «Материальные запасы» (п. 98 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2021 N 157н (далее — Инструкция N 157н)). Отметим, что приказами Минфина России от 28.12.2021 N 298н и N 300н внесены изменения в Инструкцию N 157н и Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 23.12.2021 N 183н, соответственно.

Изменения в порядке применения КОСГУ

  • силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица), лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т.п.), строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.п.), металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия и т.п.), санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники и т.п.), электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы и т.п.), химико-москательные (краска, олифа, толь и т.п.) и другие аналогичные материалы;
  • готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.);
  • оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки.

Минфин опубликовал поправки к порядку применения КОСГУ

При ведении учета с 1 января 2021 г., составлении бухгалтерской (бюджетной) и иной финансовой отчетности действует новый порядок применения КОСГУ. Рассмотрим подробно методические рекомендации Минфина по его применению.

Еще почитать --->  Дом построен в 1992 году, разрешения на строительство нет, как зарегистрировать сейчас в 2021 году дом

  • доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
  • месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным и муниципальным служащим;
  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.

Дополнен перечень затрат, которые отражают по подстатье 292 КОСГУ «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах». Теперь по ней также показывают штрафные санкции за прочие нарушения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах (т. е. помимо просрочки уплаты).

Компенсации от ФСС

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) по-прежнему утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Приказ № 209н). Однако приказ Минфина от 29.09.2020 № 222н внёс в него множество изменений и поправок.

  1. В п/ст. 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» из п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» были перенесены затраты на покупку БСО (бланков строгой отчетности).
  2. Затраты на покупку неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в т.ч. покупку и обновление справочно-информационных БД, покупку пользовательских лицензионных прав на ПО) были исключены из п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» и подлежат отражению по двум подстатьям гр. 300 «Поступление нефинансовых активов» – п/ст. 352 (353) «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным (определенным) сроком полезного использования».
  3. Появилась новая п/ст. 227 «Страхование» для отражения операций по уплате страховых взносов по договорам страхования со страховщиком.
  4. Введена в действие новая п/ст. 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» для отражения операций по оплате работ и услуг, осуществляемых для целей капитальных вложений (пусконаладочные работы, реконструкции объектов нефинансовых активов, разработка проектов, составление смет, экспертиза проектной документации и др.).
  5. По п/ст. 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и др. обособленными природными объектами» будут выделяться затраты по арендной плате в соответствии с заключенными договорами.
  6. Расходы на покупку бутилированной воды учреждениями, в которых отсутствует питьевое водоснабжение (или вода не соответствует санитарным нормам) исключены из перечня операций в порядке применения п/ст. 223 «Коммунальные услуги» и сейчас подлежат отражению по п/ст. 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
  7. В п/ст. 222 «Транспортные услуги» добавлены расходы на выплату компенсаций сотрудникам за использование личного автомобиля в служебных целях.
  8. В п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» перенесены 4 операции:
    • выплата суточных, денег на питание, возмещение затрат на проживание и проезд студентам и спортсменам;
    • компенсация сотрудникам затрат, понесенных во время пребывания в командировке;
    • представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;
    • компенсация работникам затрат на прохождение медкомиссии.

Согласно пункту 10.4 Порядка к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации.

С 2021 года в кодах КОСГУ возможны изменения

иные финансовые и нефинансовые организации. Отметим, что к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации. Нефинансовыми признаются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, выполнением нефинансовых работ (п. 10.4 Порядка № 209н);

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, соответствующий коду ОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по утвержденной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую или отчетную документацию.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

КОСГУ в закупочной деятельности

Теперь анализируем тип планируемого ремонта оборудования и тип самого оборудования. К примеру, оборудование не относится к информационно-коммуникационным направлениям. Тогда следует выбрать КВР 244. Если оборудование ИКТ, то код — 242 (не используется БУ и АУ). Тип ремонта тоже влияет на вид затрат. К примеру, текущий ремонт относим в группы 244 или 242, а если ремонт капитальный, то КВР — 243.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) по-прежнему утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Приказ № 209н). Однако приказ Минфина от 29.09.2020 № 222н внёс в него множество изменений и поправок.

Как было отмечено выше, основной критерий при отнесении расходов на приобретение материальных запасов — это цель их приобретения. В таком случае один и тот же тип материалов может относиться на разные подстатьи КОСГУ, если цель их приобретения различна.

Еще почитать --->  Амнистия 2021 по уголовным делам 228.4

Косгу 346 Расшифровка В 2020 Году Для Бюджетных Учреждений Что Относится

Отметим, что в настоящее время готовятся правки*(2) в Инструкцию № 157н. А именно, планируется поменять наименование счета 105 01 “Медикаменты и перевязочные средства” на “Лекарственные препараты и медицинские материалы”.

По новому приказу Минфина России от 29.11.2017 N 209н КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» была разбита на несколько КОСГУ, в том числе КОСГУ 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» и КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)».

Согласно п. 11.4 Порядка N 209н статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализирована подстатьями 341-349 КОСГУ, отражающими увеличение стоимости материальных запасов по объектам. При этом отнесение приобретения отдельных объектов материальных запасов осуществляется, в том числе, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (п. 3 раздела II Методических рекомендаций). Согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008) рассматриваемые в вопросе материальные запасы, в частности дезинфицирующие средства, относятся к подкатегории 21.20.10.158 «Антисептики и дезинфицирующие препараты», пломбировочный материал можно отнести к подкатегории 21.20.10.111 «Препараты стоматологические». В то же время рентгеновская пленка и одноразовые материалы (бахилы, перчатки, нагрудники, маски, ватные валики) в ОК 034-2014 (КПЕС 2008) прямо не поименованы.

В свою очередь, реестр медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке, размещается на официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет (ч. 10 ст. 38 Закона N 323-ФЗ). В частности, данный реестр содержит такие наименования, как растворы для дезинфекции, материал стоматологический для пломбирования корневых каналов зубов, пленка рентгеновская медицинская, бахилы медицинские одноразовые, перчатки латексные, передники-нагрудники стоматологические одноразовые, маска марлевая медицинская, валики стоматологические ватные стерильные и нестерильные.

Шприцы, одноразовые халаты, резиновые перчатки и т.п. изделия медицинского назначения обслуживаемые нами организации до 2019г учитывали на сч. 105.36 по КОСГУ 340/440.
С введением в 2019г детализации этих КОСГУ появилась неопределенность в учете: что относить на сч.105.31 а что на 105.36 и какие детальные КОСГУ при этом использовать?
На ИТС есть ответ пользователям по подобному вопросу (Ответ) . И меня аргументы специалистов 1С устраивают. Однако распоряжениями «сверху» обслуживаемые нами организации сначала заставляли перенести все изделия мед.назначения со сч. 105.36 на 105.31 КОСГУ 341/441 ибо «используются в медицинских целях». От этого мы вроде отбились. Теперь новая идея: учитывать их на сч.105.36 только по КОСГУ 341/441 (БГУ1.0 такую комбинацию счета и КОСГУ не поддерживает, ставит 340/440). Пилить БГУ пока нет желания, т.к. не считаю этот подход верным.

А теперь сам вопрос. Как учитывают изделия медицинского назначения в ваших организациях? Руководствуются ли при отнесении расходов на приобретение отдельных объектов материальных запасов, в т.ч. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (п. 3 разд. II методических рекомендаций к порядку применения КОСГУ, направленных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153)?

Далее, ни в п. 2 ст. 146, ни в п. 3 ст. 39 НК РФ операции по возмещению расходов на ремонт арендатором арендодателю не поименованы. Такие операции также не поименованы и в ст. 149 НК РФ, в которой установлены операции, не подлежащие налогообложению НДС. С учетом позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 12604/13, полагаем, что в рассматриваемой ситуации у арендодателя возникает и объект налогообложения в виде передаваемых арендатору результатов выполненных работ по ремонту.

Так, с 01.01.2021 года планируется выделение новой подстатьи доходов 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации» КОСГУ. На данный код будут относиться доходы, поступающие в порядке возмещения расходов от ФСС на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

Отражение в учете бюджетного учреждения операций по получению от ФСС компенсации расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний

Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации работ, услуг на территории РФ. Реализацией работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector