Составление регистров бухгалтерского учета
Для накопления и систематизации накопленной информации, которая содержится в принятых к учету учетных документов, а так же для того, чтобы она отражалась на счетах бухгалтерского учета, в бухгалтерии используются учетные регистры.
Учетными регистрами называются таблицы, созданные по специальной форме, где проводится регистрация первичных документов, а информация о движении и наличии имущества, которая имеется в них, обобщается.
Записи, в зависимости от наличия электронной техники, могут быть безмашинными, то есть те, которые составляются вручную и машинными. Типовые формы регистров могут быть ведомственными и межведомственными.
Межведомственные формы могут использоваться вне зависимости от того, к какой отрасли принадлежит организация.
Ведомственные могут разрабатываться и утверждаться только в разрезе ведомств, министерств и отраслей.
Разрешается составление регистров бухгалтерского учета, которые отличаются от типовых, только при условии, что они разрабатываются организациями с учетом общих методических принципов по бухгалтерскому учету. Данные регистры называются специализированными.
Классификация учетных регистров
По назначению и объему они могут быть:
- Синтетическими, для записи хозяйственных операций (журнал-ордер и главная книга);
- Аналитическими, для учета основных средств (кассовая книга);
- Объединяющими аналитический и синтетический учет (журнал-ордер).
По видам учетных записей подразделяются на:
- Хронологические, чтобы записывать хозяйственные операции в последовательном порядке их совершения (кассовая книга, ведомость «Расчетный счет»);
- Систематические, чтобы систематизировать записи (главная книга);
- Комбинированные (журнал-ордер).
По внешнему виду:
- Ведомости;
- Карточки;
- Книги-листы;
- Машинограммы.
По строению:
- Односторонние;
- Двусторонние;
- Многографные.
Записи хозяйственных операций должны производится способом двойной записи, то есть, это дебет одного счета и кредит другого. Исключением является учет на забалансовых счетах, там записи производятся однократно.
По числу одновременно получаемых копий принято различать простые и контрольные записи.
По форме регистра записи ведутся шахматным либо линейно-позиционным способом. Если используется линейно-позиционный способ, то основной показатель пишется по линии, а прочие, относящиеся к нему показатели, пишутся в той же строке по различным позициям.
Шахматная запись используется в регистрах, которые имеют вид матрицы, там, к примеру, по вертикали указаны счета, которые корреспондируются по дебету, а по горизонтали, те, что по кредиту. Там, где пересекаются строки и столбцы, указывается сумма, которая относится к данной корреспонденции счетов.
По способу отражения информации записи подразделяются на: смешанные, систематические и хронологические.